Медиаграмотность — это совокупность знаний и навыков, которые помогают анализировать, оценивать и самостоятельно создавать контент в разных видах медиа.

Зачем развивать медиаграмотность, так ли это необходимо? Конечно да, ведь полезно критически оценивать любую информацию, которая окружает нас. А еще — замечать манипуляции, особенно часто встречающиеся в громких темах или рекламных материалах. Медиаграмотный человек свободно пользуется разными типами медиа и понимает, как они устроены.
Чек-лист для развития медиаграмотности
1. Оцените источник

И проверьте его авторитетность. Кто автор материала? Какова его репутация? Что говорят другие источники на эту же тему? Чтобы следить за новостями, пользуйтесь сайтами проверенных информационных агентств и изданий, которые стремятся быть максимально нейтральными и объективными. РБК отлично подойдет:)
2. Проанализируйте содержание

Научитесь отличать факты от авторских мнений и предположений. Как автор излагает информацию? Есть ли в тексте предвзятость? Какова цель материала — информировать, развлекать или манипулировать?
3. Проверьте факты

Всегда помните о пользе фактчекинга и старайтесь изучать оригинальные исследования или документы, на которые ссылаются авторы. Особенно если дело касается информации, поразившей или сильно напугавшей вас. Лучше сначала выдохнуть и как следует разобраться в вопросе, чем сразу паниковать.
Используйте его при взаимодействии с любой информацией
чек-лист
4. Обратите внимание на фото и видео

Убедитесь, что картинка или видео действительно относятся к обсуждаемой теме. Приглядитесь внимательнее: на некоторых фото и видео заметны следы вмешательств. И не забывайте о дипфейках, ведь технология развивается каждый день. Кажется, скоро только нейросеть и сможет распознать следы своего присутствия. Уже существуют специальные программы и сервисы, которые помогают определить подлинность фотографии или аккаунта.
5. Будьте осторожны с социальными сетями

Даже если информация касается вашего хобби, любимого актера или новостей из районного паблика, проверьте, откуда она пришла, и изучите источник поста. Осторожнее с громкими вирусными новостями: не делитесь ими сразу после прочтения.
6. Развивайте критическое мышление

Сомневаться — нормально. Всегда задавайте вопросы о том, что читаете или видите. Одна из базовых методик проверки любой полученной информации обозначается формулой «5W+H»:

What? — что произошло?
Why? — почему это произошло?
Who? — кто об этом сообщил?
Where? — где это случилось?
When? — когда произошло?
How? — как это произошло?

Хотите проверить подлинность новости? Попробуйте ответить на эти вопросы. Если ответы вас устроят, скорее всего, информация правдива.
7. Помните о безопасности в интернете

Важное качество медиаграмотного человека — умение защищать свои личные данные. Будьте осторожны с информацией, которую публикуете о себе и о своих близких. Позаботьтесь о защите аккаунтов и внимательно относитесь к письмам и сообщениям с подозрительными запросами и ссылками.
8. Постоянно учитесь

Следите за новыми трендами, обновляйте свои знания о медиа и цифровых технологиях, узнавайте о новых инструментах и методах проверки информации. Многие из авторитетных редакторов, журналистов и специалистов по рекламе проводят курсы и мастер-классы по своей профессиональной теме. Участие в них — отличная возможность услышать опыт специалиста и задать свои вопросы. Не забывайте про книги и онлайн-курсы, которые выложены в открытый доступ. Например, есть руководство по критическому мышлению профессора Нью-Йоркского государственного университета Винсента Руджеро «По ту сторону эмоций и чувств».
Школа медиаграмотности