Лаборатория анализа контента
Сегодня информация летит с такой скоростью и интенсивностью, что иногда не успеваешь вчитаться и разобраться, как уже становится страшно. Кажется, что каждый первый эксперт дает проверенные советы, а каждый второй пост в социальных сетях предрекает скорый конец света. Удержаться от таких радикальных выводов помогает грамотный фактчекинг.

Фактчекинг простыми словами — это проверка любой информации, которую мы слышим, читаем и получаем из окружающей действительности. Он помогает не попадаться на фейки и лучше разбираться в том, что действительно происходит вокруг.
обзорная статья
1. Он защищает от фейков
Главная цель фактчекинга — отсеять информацию, основанную на вымысле или лжи. Когда мы проверяем факты, мы не даем шанса разгуляться дезинформации.

2. Он помогает сформировать мнение
Каждый из нас имеет собственное мнение, но без проверенной информации оно может быть неактуальным, неуместным или просто ошибочным. Грамотно проведенный фактчекинг позволяет сформировать мнение, основываясь на фактах.

3. Он дает уверенность в источниках,
на которые в случае чего можно ссылаться. Согласитесь, если вы делитесь чем-то в социальных сетях или обсуждаете острую тему с друзьями, приятно быть уверенным в том, что информация верная, и при необходимости указать на источник.
Чем полезен фактчекинг?
Лаборатория анализа контента
Фактчекеры — это специалисты, которые занимаются проверкой достоверности информации. Их основная задача — найти неточности, ошибки или манипуляции, которые могут ввести аудиторию в заблуждение. Фактчекеры работают с различными источниками данных, включая научные исследования, официальные документы и мнения экспертов, чтобы подтвердить или опровергнуть факты, представленные в медиа.

Актуальность работы фактчекеров особенно возросла с развитием цифровых технологий и социальных сетей, где информация распространяется лавинообразно. Они играют важную роль в борьбе с фейковыми новостями и дезинформацией, особенно в политической и социальной сферах.

Фактчекеры могут работать как независимые журналисты или в составе редакций и новостных агентств. В некоторых изданиях и медиахолдингах есть целые отделы фактчекеров. Они разрабатывают собственную методологию, сравнивают данные и консультируются с экспертами, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию.
Кто такие фактчекеры
Не первое десятилетие в Сети существуют специализированные фактчекинг-ресурсы. Например, Snopes был создан в 1994 году для проверки городских легенд и слухов, некоммерческий проект FactCheck.org появился в 2003 году и борется с фейками в сфере политики США, а британский благотворительный независимый проект Full Fact автоматически выявляет фейки, которые потом вручную разбирает международная команда журналистов.
Фактчекинг как отдельное направление в медиа
Пять простых, но обязательных шагов

1. Определите источник
Первый шаг при проверке фактов — выяснить, откуда пришла информация. Анонимные каналы, сомнительные блоги и эксперты, о которых вы слышите впервые, — не слишком надежные источники. Если хотите найти проверенную и подтвержденную информацию, используйте авторитетные СМИ или научные медиа.

2. Проверьте информацию в нескольких источниках
Заведите привычку сравнивать информацию, а не доверять всему прочитанному или увиденному сразу. Если три авторитетных издания говорят об одном и том же, это, скорее всего, правда. Но если громкая новость пока вышла только на одном сайте — стоит насторожиться и подождать. Хорошая привычка — проверять информацию на разных языках.

3. Ищите первоисточники
Иногда информация может искажаться в процессе передачи. Ищите первоисточники — данные исследований, отчеты, интервью с экспертами. Это поможет вам понять, как на самом деле обстоят дела. Если вы видите ссылку на исследование, не ленитесь ее открыть и по-настоящему разобраться в вопросе.

4. Анализируйте данные и проверяйте аргументы
Вам попалась статистика? Обратите внимание на то, как она была собрана. Например, если кто-то утверждает, что 90% людей не верят в климатические изменения, узнайте, на чем основаны эти данные. Если для этого опросили 20 прохожих на улице, такую информацию точно не нужно воспринимать всерьез. Будьте внимательны к цифрам — они могут быть манипулятивными.

5. Убедитесь, что это не шутка
В эпоху тотальной метаиронии и постправды бывает сложно отличить шутку от истины. Наткнулись на странную или шокирующую новость? Убедитесь, что читаете ее не на сайте сатирического медиа.
Как проводить фактчекинг?