Научно-популярный контент стал важной частью медиа. Он помогает заинтересоваться наукой, развивать критическое мышление и просто еще раз задуматься о том, как удивительно устроен наш мир. Научные открытия и исследования больше не остаются в тени — они являются частью повседневной жизни и повестки. И кажется, популярность этого жанра будет только расти.
обзорный текст
Шаги к популяризации науки делали еще в античности. Уже в I в до н. э. вышел учебник Гемина, известный под названием «Введение в явления». Это был начальный курс астрономии. Древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель занимались изучением не какой-то одной науки, а в целом природы и человека. Поэтому в их трудах встречаются разные области научных знаний: от физики до теории музыки.

Как отдельное направление научпоп начал развиваться в XIX веке. Тогда научные открытия буквально перевернули мир и стали важной частью общества и экономики.
Когда появился научпоп?
В XIX веке были основаны сразу несколько научно-популярных изданий. В 1845 году появилась еженедельная газета Scientific American, ставшая первой научпоп-периодикой в США. А в 1869 году в Лондоне основан Nature — один из самых известных научных журналов, выпускающий статьи по всем областям науки. В 1861 году в Петербурге вышел первый номер журнала «Вокруг света», где публиковались иностранные переводы и заметки о географии.
Научно-популярные издания в эпоху промышленной революции
На рубеже веков возник особый вид научпопа — «занимательная наука». Его цель — вдохновить людей задавать вопросы, размышлять и исследовать мир вокруг. Для этого научные идеи и эксперименты представляются проще, доступнее и интереснее, чем если бы они описывались в диссертациях или монографиях.

В советский период научно-популярная журналистика пережила настоящий расцвет, объединив профессионалов, любителей науки и творческую интеллигенцию. Тиражи журналов «Юный натуралист» и «Наука и жизнь» могли доходить до нескольких миллионов экземпляров. Сегодня представить такие масштабы уже довольно сложно, хотя цифра сравнима с числом посетителей самых известных научно-популярных сайтов.
Возникновение нового жанра
Science bar
В современном мире научпоп больше не ограничен рамками журналов и газет. Главная цель осталась прежней — сделать сложные научные концепции доступными и понятными читателям. Научпоп гармонично воспринимается в документальных фильмах, видеороликах, подкастах, книгах, статьях и ежедневных анонсах. На РБК есть целый раздел, посвященный новостям науки.

Успех жанра заключается в его способности объяснять даже самые сложные темы простыми словами, что позволяет привлечь людей без специализированного образования. Когда речь идет о таких понятиях, как квантовая механика или генетика, особенно важны научные журналисты, которые могут глубоко разобраться в теме, правильно использовать источники и перевести информацию с научного на человеческий, не обижая читателей и ученых (многие из которых очень ранимы) излишней простотой изложения.

Количество научно-популярных СМИ в России сильно увеличилось за последние десять лет. Появились такие проекты, как Naked Science, N+1, ПостНаука, Теории и практики и многие другие, а в медиаполе продолжают возникать новые научпоп-проекты, каналы и подкасты.
Как выглядит научпоп-контент сегодня
Научные данные становятся частью повседневного медиапотребления, и на это есть несколько причин. Во-первых, проблемы изменения климата, здравоохранения и технологий вызывают у людей желание понять, как наука может помочь их решить.

Во-вторых, с развитием интернета доступ к научной информации стал проще, чем когда-либо в истории. Научные журналы, университеты и организации начали размещать данные исследований на своих сайтах, и теперь любой может ознакомиться с последними открытиями. Например, прочитать подробное и неутешительное исследование об ускорении глобального потепления на сайте журнала Earth System Science Data.

Важную роль в распространении научных знаний стали играть соцсети. Они позволяют ученым и популяризаторам науки напрямую общаться с широкой аудиторией, отвечать на вопросы, дискутировать и делиться своими знаниями в удобном формате, минуя СМИ и новостные инфоповоды. А некоторые ученые, сами того не подозревая, становятся настоящими интернет-звездами благодаря завирусившимся роликам. Так произошло с Татьяной Ерухимовой, которая преподает на факультете физики и астрономии в Техасском университете A&M. Она прославилась в TikTok благодаря подаче, с которой демонстрирует студентам простые, но эффектные опыты.
Открытые данные и социальные сети