карточки
Кажется, все уже почти смирились с тем, что искусственный интеллект (ИИ) кардинально изменит способ создания и потребления контента. ИИ уже умеет анализировать большие объемы данных и выявлять закономерности, генерировать статьи, видео, фотографии и даже музыку. Одновременно с этим появляются новые вопросы и опасения. Смогут ли журналисты и креативщики сохранить работу? Кому принадлежат созданные нейросетью материалы? Как избежать распространения дезинформации, которую ИИ пока выдает довольно часто? Чтобы ответить на эти вопросы, надо как следует погрузиться в тему. Можно начать с этих карточек.
Искусственный интеллект правда используют в разных сферах? И в России тоже?
Да, с каждым годом ИИ становится популярнее по всему миру. По данным исследований, 90% крупных российских компаний уже используют искусственный интеллект для разных нужд.
01
А что он умеет делать?
Сейчас ИИ полноценно справляется с рутинными задачами: анализирует данные и клиентский опыт, собирает статистику, составляет отчеты и прогнозы. Например, автоматизированные базы и системы управления рисками, которые почти не требуют вмешательства человека, уже есть у «Газпрома», «Сбера» и ВТБ. Еще искусственному интеллекту поручают техподдержку, оповещения и голосовое общение с клиентами — все, что можно настроить один раз и выполнять по заданному шаблону.
02
Это очень интересно, но меня больше интересует создание контента.
Рассказываем про контент. ИИ может анализировать тренды, предлагать актуальные темы, создавать контент-планы, генерировать статьи, делать видео и даже создавать мемы. На главной странице ChatGPT вас встречает такая фраза: «Get answers. Find inspiration. Be more productive. <…> Just ask and ChatGPT can help with writing, learning, brainstorming, and more». То есть он уже справляется с задачами редактора, контент-менеджера и копирайтера. А еще, если обучить ИИ под конкретную профессию, он может стать вашим напарником. То есть, чтобы собраться на брейншторм и покреативить, не нужно будет отвлекать никого из коллег — достаточно просто открыть диалоговое окно. Причем в любое время суток.
03
Звучит так, будто люди скоро вообще не понадобятся…
До этого еще очень далеко. Все-таки искусственный интеллект — всего лишь ассистент и помощник, а не самостоятельный сотрудник. Он действует по заданным алгоритмам и не умеет находить креативные или неожиданные решения, которые играют важную роль в производстве контента. Та интеллектуальная составляющая, которая есть в работе человека, пока не имеет аналогов в мире ИИ, даже по мнению современных философов.
04
То есть можно не переживать и просто отдавать нейросетям всю скучную работу? Могут они, например, провести фактчекинг вместо меня?
План хороший, но на данном этапе развития искусственного интеллекта с такими задачами нужно быть особенно внимательным и осторожным. Если у нейросети недостаточно зданий по теме, она может противоречить сама себе и выдавать совершенную ерунду под видом проверенной информации. Это называется галлюцинациями. Так что фактчекинг пока лучше проводить самостоятельно.
05
А как вообще можно понять, что текст написан ИИ?
Для этого придется развить свою насмотренность. Чем больше вы погружаетесь в мир сгенерированных текстов, тем легче становится выявлять их и видеть характерные черты и «артефакты», которые выдают алгоритмы. Эксперты уже работают над специальными вотермарками, которыми будут помечаться сгенерированные ИИ тексты. Эту технологию уже разрабатывают в OpenAI. Так, сотрудник компании Скотт Ааронсон рассказал, что у сгенерированных через GPT текстов будет скрытый криптографический сигнал, который поможет быстро определить авторство.
06
Но пока этого не произошло, я просто могу выдать текст за свой?
В данный момент да.
07
А в будущем что-то изменится?
Специалисты уже не первый год обсуждают вопрос юридического регулирования и этических проблем, связанных с генерацией контента. Законодательства, этических норм и фактической ответственности для роботов пока еще нет, и российские эксперты считают, что в ближайшее время изменения законов не произойдет — произведения (а также ответственность за них) будут принадлежать человеку, который создавал контент с помощью ИИ.
08
Все-таки как-то страшновато. Меня ведь тоже могут превратить в дипфейк. И что тогда делать?
Если ваше изображение использовали для дипфейка, не паникуйте. Вот понятный алгоритм, как действовать в этом случае.
10
Ладно, стало чуть спокойнее. Кажется, я все-таки хочу поработать над текстами с помощью ИИ. Куда идти?
Ссылки на сервисы для создания контента с помощью искусственного интеллекта можно найти в конце этого текста. Обязательно пробуйте!
11
Как быть с дипфейками? За них тоже никто не несет ответственность? Это же опасная технология.
Действительно, в 2017 года, когда дипфейки впервые появились, их уже неоднократно использовали в недобросовестных и просто преступных целях. Недавно в Госдуму был внесен законопроект об уголовной ответственности до шести лет лишения свободы за совершение преступлений с использованием дипфейков. Но как и многие другие современные технологии, дипфейки могут стать хорошим креативным инструментом. Например, в музее Дали во Флориде дипфейковая версия сюрреалиста встречает посетителей и помогает им полностью погрузиться в творчество художника.
09
Институт искусственного интеллекта